Share (sharing) переводится как экономика совместного потребления. Это понятие включает совместную аренду квартир, автомобилей, коворкинги и кластеры в офисной недвижимости.

Sharing-экономика начиналась с аренды надувного матраса

Онлайн-площадка Airbnb предлагает гениальный ход: почему бы, вместо того, чтобы продать, не сдать в аренду? Например, отправляетесь летом на дачу, а московскую квартиру сдаете. Или на даче у вас шикарный дом, и вы половину дома сдаете другим дачникам. На лето. Получается то самое совместное потребление
Бизнес-идея, которая лежит в основе онлайн-площадки Airbnb, родилась в 2008 году. Два приятеля арендовали жилье в Сан-Франциско в надежде придумать какой-нибудь бизнес. Но картина не складывалась, а деньги исчезали. В это время в городе проходила международная дизайн-конференция: гостиницы Сан-Франциско были переполнены, и приятели сдали свою жилплощадь еще трем гостям этой конференции. Им предложили завтрак и кровати, буквально «bed and breakfast». Роль кроватей блестяще исполнили надувные матрасы, но квартирантов вполне устроило такое проживание.
Приятели поняли, что вот она – бизнес-идея и запустили сайт Airbnb. Ресурс разрабатывался полгода, концепция дорабатывалась, но суть была в том, что людям можно сдавать в совместное пользование какое-то пространство – в комнатах, домах, гостиницах. Затем появилась идея о сдаче жилья в краткосрочную аренду, позже это были предложения об аренде яхт и замков. Идея оказалась удачной, многие желали снять жилье у реальных людей и использовали этот вид проживания и в деловых поездках и во время отдыха.

 

Sharing экономика – в России и мире

Экономика совместного потребления в мире растет ежегодно на 25%. Журнал Time включил ее в число 10 идей, которые могут изменить мир. В России sharing экономика пока не пользуется популярностью. Многие даже не понимают суть термина, а он прост – делиться тем, что у тебя есть. Например, раз в год вам нужен перфоратор. Он есть у соседа, который дает вам его в аренду. Выгоднее один раз в год недорого взять инструмент в аренду, чем приобретать его для себя. Один из примеров шеринг-экономики Uber-такси, работа которого основана на работе водителей частников. Их услуги обходятся дешевле, чем вызов обычного такси. Похожий принцип у сервисов «Довезу!», «Попутчик». Люди публикуют на этих ресурсах объявления и ищут попутчика, с которым они совместно за небольшую плату могут использовать автомобиль. Есть и еще одно направление – каршеринг – краткосрочная аренда автомобиля. Если авто нужно не часто, не обязательно его покупать – можно взять на недолгий срок в аренду.

Среди причин высокого темпа роста sharing economy в России руководитель проекта Amo.ru Анна Воробьева называет естественное устройство социума. «Мы привыкли одалживать собственность добрым знакомым и родным людям. Задача сервисов, развивающихся в этом бизнесе, создать доверие пользователей к ресурсу и друг к другу ровно на том же уровне. И причина успеха большинства таких сервисов в том, что у пользователя больше нет страха относительно защиты своего личного пространства, персональных данных, конфиденциальности, потому что всего этого у пользователей сегодня фактически не осталось (благодаря соц.сетям, онлайн-платежам, онлайн-треккингам и т.п.)» - поясняет Анна.

Коворкинг – что это такое

Одно из самых перспективных направлений в шеринг экономике – коворкинг, активно развивается в отношении аренды офисных помещений.

Источник фото: www.coolhouses.ru

Коворкинг – это некая форма самоорганизации свободных людей, которые работают в разных направлениях, но находятся в едином пространстве. В таком офисе могут присутствовать и дизайнеры, и начинающие предприниматели, и фрилансеры, и небольшие компании, которым невыгодно снимать отдельный офис.

Источник фото: www.habrahabr.ru

В таком центре есть все необходимое для работы. Места в коворкинге сдаются на короткий срок – от 1-2 дней до нескольких месяцев. Это можно сравнить с «офисом напрокат» – есть все необходимое, но обстановка в таком месте более свободная. Под коворкинг-центры преобразуют территории бывших заводов и других промышленных предприятий. Чаще всего дизайн их выдержан в стиле лофт.

Кстати, стартап WeWork, основное направление работы которого – поиск подходящего места в коворкинге, входит в число самых дорогих стартапов мира. Компания уверенно демонстрирует рост инвестиций, а это значит, что ее услуги востребованы и пользуются стабильным спросом.

Коворкинги в России

Российские инвесторы начали проявлять интерес к краткосрочной аренде сравнительно недавно: в июне российский венчурный фонд Maxfield Capital вместе с партнерами инвестировал £1,2 млн в британский стартап Hubble, который развивает маркетплейс по сдаче в краткосрочную аренду офисов для малого и среднего бизнеса.

Источник фото: www.coolhouses.ru

Однако в России, в отличии от других стран коворкинги только начинают расти. Причины – в сложностях оформления. Трудно найти и подходящее помещение, так как площадок подходящих под коворкинг не так много. Сложность еще и в том, что арендодатели неохотно сдают помещения под коворкинг, так как владельцы коворкингов не готовы арендовать помещения по заявленным арендодаьелем арендным ставкам.

Самый первый коворкинг появился в Екатеринбурге. Позже подобные офисные центры появились в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах. Государство разработало специальную программу «Коворкинг 2.0», а в Сбербанке развивают программу поддержки молодежных коворкингов. 

Источник фото: www.changelab.me

Минусы коворкинга – нестабильность. Офисы сдаются в краткосрочную аренду. Неизвестность – ты не знаешь, кто будет твоим соседом по офису, люди бывают разные, лучше следить за своими вещами. 

Сомневается в перспективности проекта в России и Анна Воробьева: «В офисной недвижимости этот формат взаимодействия вряд ли станет массовым и очень популярным, ведь коммерческую тайну никто не отменял».

«Для начинающих проектов прекрасно развивается услуга краткосрочной аренды, а также продолжает расти сегмент мини-офисов, что позволяет не нести лишние расходы на содержание офиса. Такой формат офисных пространств становится неотъемлемой частью общей инфраструктуры БЦ. Это помогает владельцам бизнеса постепенно наращивать арендные расходы в сопоставлении с развитием самого бизнеса. Это, я считаю, очень удобно, так как позволяет не думать о детальном долгосрочном бизнес-плане, а развиваться по принципу краткосрочного планирования. Для малого бизнеса это лучший сценарий» - поясняет она.